Перейти к содержимому


Архив библиотеки


Информация о файле

  • Просмотров: 196
  • Скачиваний: 296
  • Размер файла: 1384897 kb
  • Москва, Прогресс, 1981

Содержание (оглавление)

Вступительная статья
Предисловие
Глава 1. Введение
Глава 2. Теории восприятия
Зрительное восприятие как переработка информации
Световая информация
Перцептивный цикл
Гаптнческое восприятие
Слушание
Объединение информации разных модальностей
Глава 3. Обычное зрение
Движущиеся объекты
Появляющиеся объекты
Неподвижные объекты
Эффекты ожидания
Иконнческое хранилище
Глава 4. Схема
Определение
Некоторые аналогии
Рамки
Сбор и сохранение информации
Истоки перцептивного цикла
Значение и категоризация
Глава 5. Внимание и проблема емкости
Избирательное слушание и теории внимания
Избирательное смотрение
Двойное внимание как приобретенный навык
Автоматическая переработка информации
Пределы емкости
Сознание
Глава 6. Когнитивные карты
Когнитивные карты как схемы
Информация, порождаемая движением
Виды когнитивных карт
Образ города
Глава 7. Воображение и память
Образы как перцептивные предвосхищения
Метод локусов
Ассоциации, воображение н память
Осязание н вкус
Манипулирование образом
Глава 8. Язык и его использование
Зрительная информация в восприятии речи
Конкретные референты: некоторые размышления
Истоки интроспекции
Глава 9, Некоторые последствия познания
Выбор того, что делать и куда смотреть
Пределы предвидения и управления
Социальное предсказание
Эмоцнн и физиогномическое восприятие
Самопознание и общение
Библиография
Именной указатель
Предметный указатель

  Загрузить Найсер У. Познание и реальность




Скриншот
Как отмечает сам автор, эта книга посвящена в первую очередь восприятию. Но речь идет не о той традиционной схеме перцепции, которую когнитивная психология в общих чертах заимствовала у ассоциативной психологии XIX в., заменив понятие «сетчаточный образ» понятием «иконическое хранение»2. Найссер вновь и вновь подчеркивает ошибочность понимания восприятия как цепочки блоков преобразования информации, на вход которой попадают изолированные зрительные стимулы, а на выходе получается сознательный образ. Познание вообще и восприятие в частности являются формами активности. Эта активность осуществляется с помощью особого рода психологических орудий (средств), которые Найссер вслед за Хэдом, Бартлеттом и Пиаже называет схемами. Последние — за исключением простейших схем сенсомоторной ориентировки — формируются в процессе обучения, продолжающегося в течение всей жизни. Опыт, знания, навыки воспринимающего оказывают критическое влияние на полноту восприятия реальных предметов и событий.







Психологический юмор, анекдоты