Перейти к содержимому


Архив библиотеки


Информация о файле

  • Просмотров: 150
  • Скачиваний: 1
  • Размер файла: 556092 kb
  • Серия: Gaudeamus

    Издательства: Альма Матер, Академический проект, 2005 г.
    Твердый переплет, 624 стр.
    ISBN 5-902766-09-5, 5-8291-0544-6
    Тираж: 2000 экз.
    Формат: 84x108/32

Содержание (оглавление)

Введение.
Что изучает психологическая антропология?
Раздел 1. ИСТОРИЯ АНТРОПОЛОГИИ (1010-1080)
В поисках «национального характера»
Франц Боас: начало научного исследования психологических особенностей различных народностей
Культурный плюрализм
Что такое культура?
Место психологии в антропологических исследованиях
Иррационализм и бессознательное в культуре
Основной вклад Боаса в антропологию «культурной экипировки»
Основной вклад Висслера в антропологию
Американская историческая школа
Зарождение суперорганизма в рамках исторической этнологии
Критика этнологического заблуждения
Значение исторической школы
Рут Бенедикт: учение об этосе культуры
Конфигурация культуры
Культура как модель личности
Предпосылки возникновения школы
«Культура и Личность»
Основной вклад Рут Бенедикт в антропологию
Эдвард Сепир и его последователи: конфигурационизм и лингвистика
Лингвистический конфигурационизм
Гипотеза Сепира—Уорфа
Основной вклад Сепира в антропологию
Маргарет Мид: создание эталона полевого исследования
Исследования детства. Пластичность человеческой психики
Психоаналитические и функционалистские идеи в работах М. Mug
Основной вклад Маргарет Mug в антропологию
Бронислав Малиновский: функционализм
Анализ культурных институций вместо описания культурных черт
Культура как механизм социального взаимодействия
Культура как инструмент удовлетворения психобиологических потребностей
Концепция культуры
Основной вклад Малиновского в антропологию
Радклифф-Браун: структурный функционализм феномены
Социальные структуры и действия
Основной вклад Радклифф-Брауна в антропологию
Теория моделей культуры Альфреда Крёбера
Понятие культуры и культурных моделей
«Жизнь» культур
Основной вклад Крёбера в антропологию
Культурология Уайта
Развитие культуры
Культура как класс явлений
Символизм Уайта
Основной вклад Уайта в антропологию
Влияние психоанализа на этнологические исследования
Психоаналитики и антропологи
Идеи, заимствованные психологической антропологией у психоанализа
Значение психоанализа для антропологии
Геза Рохейм: психоаналитик, ставший антропологом
Основной вклад Рохейма в антропологию
Первая психоаналитическая концепция в этнологии. А. Кардинер: концепция основной личностной структуры
Концепция основной личностной структуры
Иерархическая система основной личностной структуры
Проективная система личности
Методика полевых исследований
Основной вклад Кардинера в антропологию
Кора Дюбуа и Энтони Уоллес: понятие «модальной личности» и общество как негомогенная структура. (Первый шаг к распределительной модели культуры)
Основной вклад Дюбуа и Уоллеса в антропологию
Кросс-культурная антропология
Основной вклад кросс-культурных исследований в антропологию
Исследования национального характера
Основной вклад в антропологию исследований национального характера
Культуро-центрированный подход к исследованиям национального характера
1. Изучение культурных моделей поведения
2. Изучение социальной личности
3. Исследование «гения народа»
Основной вклад в антропологию исследований национального характера в рамках культуро-центрированного подхода
Личностно-центрированный подход к исследованиям национального характера
Понятие модальной личностной структуры
Теория личности в личностно центрированном подходе
Внимание к взрослым индивидам
Модальная личностная структура и социальные требования
Существует ли модальная личность?
Основной вклад в антропологию личностно-центрированного подхода
Изучение культуры «на расстоянии»
«Хризантема и меч» Рут Бенедикт
Значение разработки методологии изучения культуры «на расстоянии
Психоанализ и исследования национального
характера
Состояние психоаналитического подхода в антропологии в конце 30—40-хгг. XXв.
Развитие в рамках антропологии эгоцентрированного психоанализа
Психоаналитическая антропология послевоенных лет
Основной вклад психоанализа в антропологию
Милфорд Спиро в защиту психоанализа и против культурного детерминизма
Структура личности
Понимание поведения индивида
Защита представления об «Эдиповом комплексе»
Что утверждает культурный детерминизм?
Заблуждения культурного детерминизма
Основной вклад М. Спиро в антропологию
Уэстон Ла Барр: попытка вернуться к конфигурационизму и личностный подход
Личностный подход
Взаимодействие личности и культуры
Формирование ценностного подхода
Понятия «ценностей» и «установок» в социальной психологии
Понятие «ценностей» и «ценностного» подхода в антропологии
Первые попытки применения математических методов к исследованиям ценностных ориентации
Основной вклад ценностного подхода в антропологию
Джон Уайтинг и Ирвин Чайлд: Гипотеза о личностной интеграции культуры
Культура: единство и многообразие
Принципы полевых исследований
Уайтинга и Чайлда
Теория личности
Теория научения как принцип
социализации
Критика концепции Уайтинга и Чайлда
Основной вклад Уайтинга и Чайлда в антропологию
Девид Макглелланд: мотивационный подход
Основной вклад Макглелланда в антропологию
Возникновение концепции «картины мира»
Предыстория исследования «картины мира»
Роберт Редфильдо «картине мира»
«Картина мира», self и личностные когниции
Основной вклад изучения «картины мира» в антропологию
Кризис психологического подхода в этнологии
Значение психологической антропологии 10—50-х гг
Френсис Хсю: подведение итогов. Задачи психологической антропологии
Что изучала школа
«Культура и Личность»
Специфика понимания личности в культуре
Психологическая антропология и смежные дисциплины
Основной вклад Френсиса Хсю в антропологию
Джон Хонигман о понятии «культура»: подведение итогов
Основной вклад Джона Хонигмана в антропологию
Роберт ЛеВин о соотношении культуры и личности: подведение итогов
Личность как аспект культуры
Критика позиции
«кулыпура-есть-личность»
Личностно-опосредованный подход
Позиция «двух систем»
Проблема социальных институций
Основной вклад Роберта ЛеВина в антропологию
Виктор Барнау о понятии «личность»: подведение итогов
Понятие культуры
Понятие личности
Понятия культуры а личности относятся к процессам
Понятие картины мира
Концептуальная история
«Культуры и Личности»
Основной вклад Барнау в антропологию
Возникновение когнитивной антропологии
Теоретические посылки когнитивной антропологии
Ранние работы в когнитивной антропологии
Зарождение символической антропологии и интерпретационного подхода
Структурализм Леви-Стросса
Возникновение символической антропологии
Понятие символа у К. Гирца
Интерпретативный метод
Emic- и Etic-исследования
Теория культуры К. Гирца
К общей теории интерпретации культуры
Основной вклад Гирца и его школы в антропологию
Постмодернистская критика
Зарождение постмодернизма
Понимание культуры как процесса
Отрицание антропологической методологии
Основной вклад постмодернизма в антропологию
Раздел 2. СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И КОГНИТИВНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ И КУЛЬТУРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (1900-2000)
Судьба психологической антропологии в наше время
Психологическая антропология в новом научном контексте
Что такое культурная психология?
Российская культурно-историческая школа как основание культурной психологии
Российская теория деятельности как основание культурной психологии
Что такое когнитивная антропология ?
Джеффри Уайт: дискурс-центрированный подход в этнопсихологии
Отказ от дихотомии «self» — «person»
Связь между культурой и поведением
Связь субъективного и социального
Основной вклад Джеффри Уайта в антропологию
Теодор Шварц: опытно-процессуальная (дистрибутивная) модель культуры
Культура как первичная человеческая адаптация
Взаимоотношения антропологии и психологии
Культура общества, имеющего сложную структуру
Опытно-процессуальная модель
Импл и ц итны е кон структы культуры
Концепция личности в распределительной модели культуры
Структура и динамика культуры
Основной вклад Теодора Шварца в антропологию
Милфорд Спиро: взаимовлияние культуры и психологии
Понятие культуры
Эмоциональные следствия культурных положений
Сопутствующие значения культурных символов
Адаптивная функция культуры и социальное окружение
Основной вклад Милфорда Спиро в антропологию
Роберт ЛеВин: эксплицитная и имплицитная культура
Концепция культуры
Культура и консенсус
«Закрытая» культура
Концепция личности
Личность и социокультурное окружение
Проблемы адаптации
Адаптация в стабильном обществе
Адаптация в меняющемся обществе
Основной вклад Роберта ЛеВина в антропологию
Джон Ингхейм и антропология личности
Концепция личности
Вопрос о значении детства для становления личности
Проблема self
Основной вклад Джона Ингхейма в антропологию
Майкл Коул: культурно-историческая психология
Теория артефактов
Иерархия артефактов
Проблема контекста
Когнитивные артефакты
Основной вклад Майкла Коула в антропологию
Ричард Шведер: Интенциональные миры
Понятие интенциональности
Понятие внерациональности
Основной вклад Ричарда Шведера в антропологию
Рой Д'Андрад: культурные значимые системы
Концепция значимых систем
Функции значений
Взаимосвязь культуры и психологии
Изменение значимых систем
Значимые системы и социальная система
Значимые системы и «поток материала»
Понятие личности
Понятие культуры
Теория схем
Основной вклад Роя Д'Андрада в антропологию
Джером Брунер: процессы смыслообразования
Культура и мышление
Три вида ментальных представлений
Понятие культуры
Основной вклад Джерома Брунера в антропологию
Джеймс Верч: социокультурный подход как вариант культурной психологии
Понятие социокультурного подхода
Понятие действия в социокультурном подходе
Понятие посредничества в социокультурном подходе
Основной вклад Джеймса Верча в антропологию
Б. Рогофф: понятие межсубъективности
Становление личности
Понятие межсубъективности
Основной вклад Б. Рогофф в антропологию
Энн Смолка: конструирование субъекта
Межментальные и внутриментальные процессы
Межсубъективность и полифоничность
Формирование идентичности
Основной вклад Энн Смолки в антропологию
Эдвин Хатчинс: связь между когницией и социокультурным окружением
Основной вклад Эдвина Хатчинса в антропологию
Эрнст Бош: культура как поле действия
Понятие культуры
Культура как регулятор действия
Культура как процесс
Понятие действия
Концепция символизма
Основной вклад Эрнста Боша в антропологию
Теория схем в когнитивной психологии
Значение понятия «схема» для антропологии
Рональд Кессон: основные понятия современной когнитивной антропологии
Когнитивные схемы
Событийные сценарии
Прототипы
Основной вклад Рональда Кессона в антропологию
Дороти Рамельхарт о теории схем
Понятие схемы
Функции схемы
Основные характеристики схем
Образование новых схем
Основной вклад Дороти Рамельхарт в антропологию
Теория схемы у Джанет Келлер
Основной вклад Джанет Келлер в антропологию
Теория схемы у Дороти Холленд
Основной вклад Дороти Холленд в антропологию
Представление и когнитивная структура действия
Значение теории репрезентации для антропологии
От теории «схемы» к теории «сценария»
Значение теории сценария для антропологии
Когнитивное развитие
Роль репрезентаций событий в детском мышлении
Эксплицитные и имплицитные репрезентации в детском мышлении
Сценарии и детское мышление
Сценарий как инструмент социализации
Механизм овладения культурой
Значение когнитивистской теории развития для антропологии
Концепция когнитивной деятельности
Джерри Фодора
Посредническая роль ментальных репрезентаций
Понятие модульной модели
Основной вклад Джерри Фодора в антропологию
Уильям Гадиланст и социальная когниция
Основной вклад Уильяма Гадиланста в антропологию
Бредд Шоур: культурное познание.
Пример нового антропологического синтеза
Понятие культурного познания
Теория конструирования значения
Интегративные модели культурно-обусловленной перцепции
Основной вклад Бредда Шоура в антропологию
Психоаналитическая антропология
Значение психоаналитической антропологии
Антропология эмоций
Значение антропологии эмоций
Антропология self
Значение антропологии self
Эволюционистский подход в психологической антропологии
Значение эволюционистского подхода
Заключение.
Психологическая антропология как наука о культурной самоорганизации. От психологической антропологии к исторической этнологии

  Загрузить Лурье С.В. Психологическая антропология




Скриншот
Учебное пособие посвящено истории становления культурно-психологического направления в антропологии, его современному состоянию и дальнейшим перспективам. Современные сложные антропологические теории рассматриваются подробно и разносторонне, в связи друг с другом и в своем взаимоотношении с другими науками. При изучении каждой из теорий подчеркиваются те идеи, которые представляются сегодня магистральными, составляющими стержень антропологии XXI в. Все они снабжены комментарием, написанным с точки зрения этнопсихологической теории автора.

Учебное пособие предназначено для студентов старших курсов и аспирантов, а также читателей, интересующихся этнологией, культурологией, психологией, философией.







Психологический юмор, анекдоты