Перейти к содержимому


Архив библиотеки


Информация о файле

  • Просмотров: 17
  • Скачиваний: 0
  • Размер файла: 2172 kb
  • Серия: Мастера психологии
    Издательство: Питер, 2006 г.
    Твердый переплет, 448 стр.
    ISBN 5-94807-017-4
    Тираж: 3000 экз.
    Формат: 70x100/16

Содержание (оглавление)

Предисловие
Введение
Часть I. Теории и исследовательские программы
Глава 1. Принцип дифференциации как один из универсальных
принципов развития систем. Теоретико-философские представления
о подчиненности этому принципу процесса умственного развития
1.1. Разработка общей теории умственного развития - актуальная задача современной психологии. Предлагаемый путь ее решения
1.2. Закон развития от общего к частному, от целого к частям и принцип дифференциации в западной теоретической мысли
1.3. Идеи общих законов развития в трудах русских мыслителей конца XIX - начала XX в
1.4. Принцип дифференциации в современной теории систем. Краткое заключение Глава 2. Психофизиологическая теория развития мышления
из чувствования И. М. Сеченова
Глава 3. Представления о процессах умственной дифференциации в работах психологов французской и женевской школ (Т. Рибо, Э. Клапаред)
Глава 4. Дифференциация структур как принцип и содержание психического развития в гештальтпсихологии
4.1. Характеристика генетически исходных психических образований и их развития в лейпцигской школе гештальтпсихологии (Г. Фолькельт)
4.2. Психическое развитие в берлинской школе гештальтпсихологии (К. Коффка)
4.3. Р. Арнхейм о законе дифференциации в развитии изобразительной формы детских рисунков
Глава 5. Теория абстрактного и конкретного отношений К. Гольдштейна и М. Ширера
Глава 6. Ортогенетический принцип в теории умственного развития
X. Вернера
6.1. Общая характеристика генетической теории X. Вернера
6.2. Синкретический характер первичных примитивных психических состояний и процессов. Недифференцированность субъекта и объекта. Начальные проявления дифференциации в эмоциональной и сенсорной сферах
6.3. Диффузные, слаборасчлененные формы сенсомоторной и перцептивной организации
6.4. Проявление синкретизма и развитие когнитивной дифференцированности на вербально-концептуальном уровне активности
6.5. Параллелизм микрогенеза зрительной формы и хода ее возрастного развития. Значение регрессии к более примитивным состояниям и операциям
6.6. Ортогенетический принцип в развитии умственных способностей и личности
Глава 7. Дифференционная теория перцептивного обучения и развития Э. Гибсон
7.1. Место теории Э. Гибсон в концепции восприятия Дж. Гибсона и ее общая характеристика
7.2. Рост детальности образов восприятия как главное содержание и главный критерий перцептивного развития
7.3. Аспекты и направления дифференциации стимульной информации в процессах перцептивного обучения и развития
7.4. Повышение селективности и избирательности внимания
7.5. Репрезентации, схемы и общий план перцептивного развития
7.6. Механизмы перцептивного обучения и развития
7.7. Три составляющие единого процесса когнитивного развития
Глава 8. Понятия дифференциации и когнитивно-личностной дифференцированности в теории X. Уиткина
8.1. Общая характеристика теории X. Уиткина
8.2. Аналитический фактор в интеллектуальной деятельности
8.3. Структурированность и артикулированность опыта; особенности личности и межличностных отношений. Заключение
Глава 9. Переход от перцептивной интегральности к психологической отделимости свойств объектов как характеристика умственного развития детей среднего дошкольного и младшего школьного возраста
9.1. Понятие об интегральных и отделимых свойствах объектов.
Метод скоростной классификации
9.2. Метод скоростной классификации в исследованиях умственного развития. Возрастное развитие селективного внимания
9.3. Возрастное развитие перцептивно-димензиональной расчлененности отражения объектов с отделимыми свойствами по данным экспериментов со свободной классификацией
9.4. Обучение и формирование обобщений как условие перехода от интегральности к отделимости. Особый тип димензиональных обобщений. Роль вербализации. Некоторые данные о возрастных и индивидуальных различиях
9.5. Заключение
Часть II. Фактология исследований Жана Пиаже. Феномены несохранения количеств Глава 10. Процессы дифференциации в трудах Ж. Пиаже
10.1. Вводные замечания
10.2. Недифференцированность психики младенца. Начальные аспекты дифференциации
10.3. Недифференцированность познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста. Понятия синкретизма и схемы целого в книге "Речь и мышление ребенка". Понятие эгоцентризма
10.4. Проявление недифференцированности психического и физического и последовательный ход ее преодоления в суждениях детей дошкольного и младшего школьного возраста
10.5. Психологическая эволюция от глобального восприятия к дифференцированному выделению разных свойств объектов при развитии понятий числа, количества вещества, веса и объема
10.6. Дифференциация представлений о времени, пространстве и скорости при восприятии детьми движущихся объектов. Дифференциация пространственных составляющих
10.7. Развитие операции сериации как рост когнитивной расчлененности воспринимаемых объектов, их свойств и отношений
10.8. Процессы и аспекты когнитивной дифференциации в развитии операции классификации
10.9. Три периода развития интеллекта с точки зрения основных достижений когнитивной дифференциации. Роль символизации и операций. Общее в онтогенетическом и историческом развитии познания
Глава 11. Формирование когнитивной отделимости свойств объектов как основа эффективности всех процедур обучения решению задач Ж. Пиаже на сохранение
11.1. Переформулирование принятого описания психологической сущности задач Пиаже на сохранение. Связь между успешностью решения задач на сохранение и степенью днфференцированности психологической репрезентации разных свойств объектов
11.2. Краткая история развития исследований по обучению решению задач Пиаже на сохранение
11.3. Обучение сохранению на основе теорий дискриминативного обучения и на основе представления о необходимости преодоления глобальности суждений ребенка об объектах
11.4. Обучение сохранению при помощи вербальных правил
11.5. Обучение сохранению путем сообщения правильных ответов и путем наблюдения за правильными ответами других людей
11.6. Обучение сохранению на основе теории обучения Р. Ганье путем усвоения иерархии признаков свойств веса и длины
11.7. Обучение сохранению количества жидкого вещества на основе дифференцированных вопросов о количестве и уровне воды в сосудах в экспериментах Дж. Брунера и Дж. Шепарда
11.8. Обучение сохранению на основе словесного обозначения и сравнения объектов по разным свойствам после деформации в опытах Э. Сонстрем
11.9. Обучение сохранению путем формирования правильных значений слов
11.10. Заключение
Часть III. Факты детской, возрастной и общей психологии
Глава 12. Развитие как дифференциация по данным исследований разных аспектов познавательной сферы ребенка
12.1. Развитие сенсомоторики и перцепции у младенцев
12.2. Развитие перцепции в дошкольном и младшем школьном возрасте
12.3. Развитие системы суждений о сходстве и различии объектов
12.4. Начальные этапы развития счета
12.5. Развитие системы категоризации и понятийных обобщений
12.6. Недифференцированность научных понятий у школьников и путь ее преодоления
12.7. Развитие сложных логико-семантических структур
12.8. Развитие компонентного состава структуры мыслительной деятельности
12.9. Уменьшение корреляционных связей между эффективностью выполнения разных заданий как показатель дифференциации познавательной сферы при ее развитии
Глава 13. Принцип дифференциации в развитии речевой функции
13.1. Дословесный период развития речи у детей
13.2. Развитие фонематического строя речи
13.3. Грамматика
13.4. Развитие значений слов
13.5. От целостных слов к их морфемному членению
13.6. От фиксированных неразбиваемых словосочетаний к свободному комбинированию слов. От воспроизведения целостных текстов к оперированию их элементами
13.7. Дифференциация смысла текста и его словесного выражения
13.8. От ситуативной к контекстной речи. Дифференциация речи для себя и речи для других
13.9. Дифференциация звуковой и семантической сторон слова. Принцип дифференциации в развитии способности к сознательному произвольному членению речевого потока
13.10. Заключение
Глава 14. Дифференциация опознавательных признаков объектов в процессах перцептивного и сенсорно-понятийного обучения
Часть IV. Микрогенез восприятия. Особый вид ассоциаций. Язык
Глава 15. Развитие дифференцированности, расчлененности и детальности отражения в микрогенезе актов восприятия
15.1. Микрогенез становления образов восприятия сложных объектов
15.2. Микрогенез понятийной идентификации объектов
15.3. Микрогенез опознания различий высоты и громкости звуков
15.4. Микрогенез опознания простого признака зрительных раздражителей (угла наклона линий)
15.5. Микрогенез становления локального очага повышенной возбудимости, соответствующего проекции объекта, выделяемого из фона
Глава 16. Начальные формы разумного поведения в свете принципов дифференциации, временной связи и умственного сопоставления
16.1. Постановка проблемы. Механизмы рассудочной деятельности антропоидов
16.2. Временные связи и умственное сопоставление при осуществлении реакций выбора по образцу
Глава 17. Принцип дифференциации, словесно-знаковая сигнализация и проблема становления сознания человека
Часть V. Когнитивные структуры. Способности Глава 18. Репрезентативно-когнитивные психологические структуры
как носители умственного развития
Глава 19. Проблема содержания понятия способностей в свете принципа дифференциации и представления о репрезентативных когнитивных структурах как носителях умственного развития
19.1. О понятии способностей
19.2. Индивидуальное семантическое пространство как ведущий компонент социально-перцептивных способностей учителей физкультуры
19.3. Принцип дифференциации и математические способности школьников
19.4. Принцип дифференциации и возможности структурного подхода к анализу природы музыкальных способностей
19.5. Возможные перспективы исследовательской программы изучения природы специальных способностей
19.6. Когнитивные структуры как носители интеллекта и умственных способностей
Часть VI. Мозг. Индивидуальные различия. Теория и практика обучения Глава 20. Принцип дифференциации в фил о- и онтогенетическом развитии структуры и функций мозга
20.1. Филогенез, эмбриогенез и постнатальный онтогенез морфологии мозга
20.2. Эмбриогенез и постнатальное развитие функций центральной нервной системы
20.3. Развитие функций центральной нервной системы как центрального компонента функциональных систем
20.4. Развитие дифференцированности деятельности мозга детей раннего возраста по данным физиологии высшей нервной деятельности
20.5. Развитие функциональной организации мозга детей и подростков по данным нейрофизиологических исследований
Глава 21. Индивидуальные различия дифференцированности мозговых корковых процессов и эффективность умственной деятельности
21.1. Индивидуальные различия системной дифференцированности корковых процессов как коррелят индивидуальных различий эффективности умственной деятельности, требующей дифференцирования сигналов
21.2. Связь интеллекта и времени реакций. Время реакций как показатель дискриминативной способности мозга
21.3. Различительная чувствительность и способности
21.4. Интегративно-физиологические механизмы, морфологические и биохимические основы дискриминативной способности мозга
21.5. Миэлиновая гипотеза связи времени реакций и интеллекта
Глава 22. Принцип дифференциации в теории и практике обучения
Заключение
Литература
Summary

  Загрузить Чуприкова Н.И. Умственное развитие. Принцип дифференциации




Скриншот
В книге обосновывается подчиненность хода умственного развития универсальному общетеоретическому принципу системной дифференциации. Рассматриваются взгляды выдающихся западных и отечественных мыслителей, подробно освещаются крупные дифференционные теории умственного развития и современные исследовательские программы. Под углом зрения принципа дифференциации систематизированы многие факты детской, возрастной и общей психологии о развитии разных познавательных процессов и функций, анализируется фактология работ Ж.Пиаже. Освещается действие принципа дифференциации в развитии структур и функций мозга, обсуждается проблема индивидуальных различий дифференцированности мозговых корковых процессов в связи с эффективностью умственной деятельности. Выдвигается представление о внутренних психологических репрезентативно-когнитивных структурах как носителях умственного развития и способностей, рассматривается роль в становлении сознания человека словесно-знаковой сигнализации, основанной на расчленении целостного чувственного опыта. Обсуждается значение принципа дифференциации для теории и практики обучения.

Книга предназначена для психологов, философов, физиологов высшей нервной деятельности, педагогов.







Психологический юмор, анекдоты